Воскресенье, 23.04.2017, 13:03
Администрация города Новозыбков

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Замещающая семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Если 10 лет назад число детей - сирот в России составляло около 124 тысяч, то в 2009 году цифра дошла до 700 тысяч.
Общее число детей, чьи родители умерли, составляет примерно 20 %. Остальные - социальные сироты,    сироты при живых родителях, так как их родители лишаются судом родительских прав, цифра доходит до 70%.
Явление социального сиротства не обошло стороной и наш город.
Основными причинами неблагополучия их родителей является:
1.    алкоголизм, аморальный образ жизни, а отсюда пренебрежение
потребностями и интересами своих детей.
2.    преждевременная  смертность родителей,  чаще всего  из-за
неестественных причин (пьянство, несвоевременное обращение к
врачам из-за отсутствия медицинских документов и т.д.).
     Хочется отметить, что число сирот в этом году не уменьшилось. Это видно в таблицах № 1-2.
     Печальная статистика характеризуется тем, что в предыдущие годы преобладали показатели по социальным сиротам, т.е. детям-сиротам при живых родителях:  в 2008  их было 18, в 2009 году – 12, в 2010 году на 01.10.2010 года – 6.   Аномально жаркое лето привело к внезапным смертям ещё нестарых людей, родителей несовершеннолетних детей.  Если сравнить с предыдущими годами, то в 2008 г. без родительского попечения осталось 32 ребёнка, в 2009 году – 22 ребёнка, на 01. 10.2010 года уже 25 несовершеннолетних детей-сирот. В нынешнем же году выросло и  число круглых сирот, если в 2008 году  4 ребёнка,  в 2009 году их было двое, то в нынешнем – 8.
 
     Учитывая   остроту   и   сложность   проблемы,   основная   работа органа опеки и попечительства направлена   на   выявление,   учет   и   устройство   детей   этой категории, то есть в помещении для проживания и воспитания в приемную семью, в семью опекунов или попечителей, либо в передаче на усыновление. Приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определена международной Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, в тексте которой сказано: "ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". Это положение нормы международного права закреплено в ст. 123 Семейного кодекса РФ. Однако реализовать данное требование закона достаточно сложно, поскольку усыновление, принятие под опеку и другие формы семейного устройства детей-сирот предполагают волеизъявление граждан, желающих принять на воспитание чужого ребенка. К сожалению, нравственные нормы, определяющие обязанность всех родственников заботиться об осиротевших детях, утратили свою силу с размыванием, ослаблением родственных связей. Таким образом, даже ближайшие родственники нередко отказываются принять в свою семью оставшихся без родительского попечения племянников, внуков и т.д. Нельзя, конечно, не принимать во внимание тот факт, что материальное положение многих российских семей таково, что исключает возможность принятия на воспитание ребенка, тем более что предусмотренные законом выплаты не покрывают реальных затрат на его содержание.
Организация выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, а также информирование, привлечение, подготовка потенциальных усыновителей, опекунов и попечителей, с другой стороны, - это два важнейших направления работы органов опеки и попечительства по решению проблемы устройства в семью детей, по каким-то причинам оставшимся без родительского попечения. Кроме того, после устройства детей в семью специалистам нередко приходится оказывать помощь для более легкой адаптации ребенка к новому окружению.
     При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс РФ предусматривает общий перечень требований. В замещающую семью могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, с учетом этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения преемственности в воспитании и образовании. При устройстве детей старше 10 лет необходимо их письменное согласие. Кандидаты на создание замещающей семьи должны быть совершеннолетними дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в ст. 146 и ст. 127 Семейного кодекса РФ. Думается, что эти требования следует рассматривать как общие для любой формы устройства ребенка.
В соответствии с п. 1 ст. 124 Семейного кодекса усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общие требования к оформлению усыновления описаны в главе 19 Семейного кодекса.
Законодатель разделяет усыновление российскими гражданами и гражданами других государств. Усыновление российскими гражданами осуществляется в соответствии с российским законодательством.
Организационную функцию при решении различных вопросов (прежде всего правовых), возникающих при осуществлении процедуры усыновления, выполняют органы опеки и попечительства либо уполномоченные на то учреждения.
     Усыновление призвано закрепить сложившиеся между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к отношениям между родителями и родными детьми, а в правовом отношении усыновленный ребенок полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. Биологические родители, соответственно, с момента усыновления утрачивают свои родительские права и обязанности полностью, а усыновители приобретают всю полноту родительских обязанностей и прав, предусмотренных российским законодательством. Ребёнок же приобретает любящую семью, впитывает в себя семейные традиции и культурные ценности, что в будущем служит почвой для создания собственной семьи. Но на усыновление решаются немногие. Это большая моральная ответственность и серьёзные материальные обязательства. Ежегодно только 1-2 ребёнка приобретают такую семью.
На данный момент на учёте в органе опеки и попечительства администрации г. Новозыбкова состоит 68 усыновлённых детей, для сравнения в 2008 году – 64 ребёнка, в 2009 году – 69 детей. Данные представлены на таблице № 3. В 2010 году усыновлено 3 ребёнка, из них – 1 отказник из роддома.
 
     Опека (попечительство) -  приоритетная форма устройства и защиты детей-сирот в нашем городе, суть которой - это восполнение дееспособности, защита прав, интересов и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Специалисты органа опеки и попечительства в своей работе руководствуются Федеральным законом № 48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве».
     Подбор   кандидатов   в   опекуны   осуществляется   из   граждан,  имеющих родственные отношения с детьми. Если среди родственников не находятся кандидаты, поиск продолжается среди других граждан. На сегодняшний момент  на учёте в органе опеки и попечительства находится  135    опекаемых   детей.   На каждого ребенка заведено личное дело, где имеются все необходимые документы, подтверждающие статус ребёнка и гарантирующие ему защиту личных и имущественных прав. Необходимо отметить, что число опекаемых детей стабильно велико: в 2008 году  было 138 опекаемых, в 2009г. – 132 ребёнка, то в 2010 году – 135 опекаемых. Эти данные отражены в таблице № 4.

     Среди опекаемых детей – 14 ребят дошкольного возраста, остальные _ школьного возраста, из которых 21 выпускник: 15 детей окончили 9 кл., 6 подопечных получили аттестат о полном среднем образовании (для сравнения: в предыдущем году 12 подопечных стали выпускниками, из них 3 получили аттестат о полном среднем образовании).
     Из числа выпускников 9-х классов 10 детей поступили в профессиональные училища г. Новозыбкова, г. Клинцы и г. Унечи.
     При этом 5 (пятеро) выпускников, получивших неполное среднее образование, решили продолжить обучение в общеобразовательной школе.
Среди выпускников 11 класса есть поступившие в высшие учебные заведения г. Брянска, г. Саратова, а также г. Москвы и Московской области. Наши подопечные стали студентами таких учебных заведений, как  Брянский государственный университет, Таможенная академия г. Люберцы, Вольский Военный институт тыла. Это, в первую очередь, заслуга опекунов, ведь зачастую ребята попадают в замещающие семьи с низким уровнем познавательного интереса либо вообще с отсутствием желания учиться. Однако пребывание ребёнка с непростой судьбой в нравственно здоровой  семье зачастую даёт положительные результаты.  Не в этом ли и заключается главный смысл создания замещающих семей?!
Государство всесторонне поддерживает замещающие семьи. Одна из граней поддержки, безусловно, является материальная. Согласно закону Брянской области «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание и проезд ребёнка, переданного на воспитание в семью опекуна (попечителя), приёмную семью» № 168 - З, принятый Брянской областной Думой 29.11.2007 года, а также его редакциям 2008 и 2009 годов: на содержание ребёнка опекуну (попечителю), приёмному родителю ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере:
 На одного ребёнка до 6 лет – 4304 рубля;
(в ред. Закона Брянской области от 20.01.2009 № 1-3)
На одного подопечного ребёнка старше 6 лет – 4842 рубля (в ред. Закона Брянской области от 20.01.2009 № 1-3).
На проезд одного подопечного ребёнка, обучающегося в образовательном учреждении, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте опекуну (попечителю), приёмному родителю выплачиваются ежемесячные денежные средства в размере 240 рублей. В настоящее время ежемесячные средства на проезд получают 83 человека, из них опекаемых – 76, приёмных – 7.  (Отражено в таблице № 5).

     Причём размеры ежемесячных денежных выплат  подлежат индексации в порядке и в сроки, определяемые Губернатором Брянской области, из средств областного бюджета.
     Такая материальная поддержка государства касается опекунов детей-сирот, но законом также предусматривается попечительство по заявлению. Это касается родителей, временно отсутствующих, уехавших в долгосрочную командировку, либо когда родитель образовал новую семью, и заботу о его ребёнке приняли на семя близкие люди. В этом случае материальные обязательства по содержанию ребёнка не снимаются с его родителей, но  интересы несовершеннолетнего представляет его опекун (попечитель).
В настоящее время по заявлению под опекой в ОО и П администрации г. Новозыбкова находится 24 ребёнка.  Это показано в таблице № 6.

     Относительно недавно, в 2006 году, начала практиковаться  такая форма устройства, как приёмная семья.
     Приёмная семья образуется на основании договора между приемным родителем и органом опеки и попечительства. На воспитание передается ребенок на срок, указанный в договоре.
Подбор приемных родителей осуществляется органом опеки и попечительства, которые принимают на себя по договору обязанности по воспитанию ребенка, обеспечению его законных прав и интересов.
Приемным родителем может быть любой гражданин, не имеющий судимости, серьезных заболеваний, родственных связей с ребенком, имеющий положительный опыт воспитания своих детей.
Безусловно, приёмный родитель несёт весь груз проблем, который ложится на гражданина, принявшего в семью несовершеннолетнего по защите моральных, материальных и имущественных интересов ребёнка.
В нашем городе эта форма устройства детей в семью начинает приобретать популярность. В таблице № 7 отражена положительная динамика по образованию приёмных семей: их количество увеличивается.
В городе в 2008 году было образовано 6 приемных семей, в которых воспитывалось 11 детей. В 2009 году в органе опеки Новозыбкова уже 9 приемных семей, в которых воспитывалось 15 детей. В 2010 году на учёте в органе опеки состоят 10 семей, в которых воспитывается 15 детей.

     В профессиональной лексике специалистов органов опеки приёмная семья называется возмездной опекой, так как это такая форма устройства ребёнка в замещающую семью, при которой родитель получает вознаграждение за свой труд. В настоящее время российским законодательством определена ежемесячная выплата на одного из приёмных родителей в сумме 3 696 рублей. При принятии в семью второго и последующего ребёнка (но не более восьми) вознаграждение предусматривается в сумме 2 800 рублей на каждого. Также на содержание ребёнка в приёмной семье выплачиваются деньги, предусмотренные российским законодательством, в таких же размерах, как и опекунские пособия. В таблице № 8 хорошо видно, каково материальное обеспечение приёмных семей.
    
     Воспитание ребёнка предполагает большие моральные, физические и материальные затраты, в связи с этим государство предусмотрело и разовые, помимо ежемесячных, выплаты гражданам, принявшим в семью детей. К примеру, усыновители при устройстве сироты получают 15 000 тысяч рублей. Опекуны получают единовременную разовую помощь в сумме 10 988 рублей 85 копеек. (Таблицы № 9-10).
    
 Эти средства за последнее время «подросли»: в 2008 году размер единовременного пособия составлял 8 тысяч рублей.
      И опекуны, и усыновители получают единовременное пособие при устройстве в семью ребёнка-инвалида. Приёмным родителям государство предусмотрело  ежегодную разовую материальную помощь к отпуску в размере 2 тысяч.
     Если семьи опекунов, усыновителей, приёмных родителей оказываются в трудной жизненной ситуации, то они могут обратиться с заявлением с просьбой о материальной помощи, которая оказывается из средств областного бюджета в размере до 12 тысяч рублей. (Отражено в таблице № 9).
     В российской практике известна ещё одна форма замещающей семьи – патронатная семья. Это временная приёмная семья, куда ребёнок, который в силу тех или иных причин лишён возможности воспитываться в своей родной, кровной семье, приходит на более или менее длительный срок. Но эта форма замещающей семьи не прижилась на Брянщине и, соответственно, в нашем городе.
     Было бы несправедливым не сказать о проблемах, возникающих при устройстве детей-сирот в замещающую семью.
     В образовании замещающих семей принимают участие непосредственно органы опеки и попечительства, сами кандидаты в опекуны, усыновители, приёмные родители, а также целый штат сотрудников образовательных, социальных, медицинских организаций, в которые специалисты органа опеки и попечительства могут обратиться в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18. 05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». В правилах, утверждённых данным постановлением в п.8 говорится, что подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной основе. Но если БТИ, роспотребнадзор, психологический центр следуют букве закона и принимают участие в подготовке опекунов (приёмных родителей, усыновителей) на безвозмездной основе, то в последнее время у специалистов органа опеки возникают серьёзные разногласия с администрацией ЦРБ. Кандидаты в попечители, несмотря на направления, полученные в городской администрации, в последнее время оформляют медицинские заключения платно, что противоречит постановлению правительства «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18.05.2009 г. № 423. Мы надеемся, что администрация Центральной районной больницы пересмотрит своё отношение к устройству детей-сирот в замещающие семьи, так как у каждого ребёнка есть право жить и воспитываться в семье. Тем более, что положительный опыт работы с медиками у нас есть: с июля нынешнего года ежемесячно специалисты детской поликлиники сообщают в орган опеки и попечительства о количестве вакантных путёвок для детей - сирот, что является подспорьем попечителям в оздоровлении детей.
     Самая трудная работа – это работа с людьми, а работа с детьми, обиженными судьбой или родителями в самом начале жизни, требует особого душевного таланта. Так что, безусловно, встречаются проблемы в воспитании детей, находящихся в замещающих семьях, поэтому остро чувствуется недостаток сопровождающей психологической помощи и  детям,  и их приёмным родителям.
     По-прежнему серьёзной проблемой остаётся сохранность жилья: родители, лишённые родительских прав, проживая на жилплощади, закреплённой за несовершеннолетними, приводят её в негодность, не платят коммунальные. Выселить таких горе-родителей специалисты органа опеки,  правоохранительные органы не имеют возможности.
     Все названные проблемы требуют решения.
Приложения.
Вход на сайт
Правительство Брянской области
Законодательная карта сайта
Администрация Новозыбкова © 2017